Семинар-практикум «Играем вместе»
Цели:
познакомить родителей с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному миру их ребенка;
акцентировать внимание на особенностях выбора папами и мамами игр для детей;
дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребенком
Игра «Комплимент»
Цель: установить между родителями и детьми контакт, сформировать у них положительный настрой.
* * *
Родители сидят рядом детьми за столами. Родитель, передавая ребёнку букет цветов, говорит комплимент.
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра»
Цель: предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни их ребенка.
Инструкция. Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Ведущий на доске записывает эти высказывания.
После обсуждения ведущий подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психические функции ребенка.
Игра «Охота на звуки»
Цель: познакомить родителей с детской игрой, направленной ни развитие внимания, сформировать умения делать звуковой ана- 1И t слова.
* * *
Участникам раздаются листочки, на которых за 1 мин необходимо записать как можно больше названий окружающих предметов, начинающихся на звук, заданный ведущим. Родители вместе с детьми составляют свои «словари». Затем родители сравнивают свои записи.
По окончании игры ведущий объясняет родителям, что детям можно предложить такую игру: не записывая, называть слова. При этом задании могут варьироваться: «Назови слова, у которых в середине звук...», заканчивающиеся на звук...» и т.п. Можно поохотиться на разные слова — «сладкие», «пушистые» и многие другие.
Родители обсуждают развивающее значение этой игры.
Игра «Дорисуй»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие воображения.
* * *
Участникам раздаются листочки, на которых изображены геометрические фигуры (десять одинаковых). Ведущий предлагает за 1 мин превратить каждую фигуру в какой-либо предмет, дорисовав её. Поощряется оригинальность образа, большое количество деталей, отмечается количество изображенных предметов.
Далее участники обсуждают рисунки.
«Превращать» можно не только геометрические фигуры.
Вариант игры: по кругу передается карандаш и каждый из участников игры дорисовывает одну деталь. Итог — получается общий рисунок.
Очень хорошо по окончании рисования дать название предмету (кстати, предмет не обязательно должен быть реально существующим), поговорить о его назначении, а может быть и придумки. короткий рассказ.
Игра «Что лишнее?»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие мышления ребенка — умение анализировать и обобщать.
* * *
На интерактивной доске родители находят лишний рисунок и объясняют, почему он лишний.
Печатные варианты этой игры продаются в магазинах, также встречаются почти во всех книгах для подготовки детей к школе.
Вы можете просто предлагать ребенку определять лишнее слово «на слух». Например: «Какое слово лишнее? Тюльпан, роза, одуванчик, береза». Этот вариант значительно труднее, так как для дошкольников естественно опираться на наглядный материал.
При объяснении того, что здесь лишнее, ребенок должен выделять существенные признаки. Например: тюльпан, роза, одуванчик — цветы, а береза — дерево. Объяснение, что у тюльпана, розы и одуванчика есть цветы, а у березы — нет, неверное.
Игра «Возьми приз»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие внимания, двигательной координации ребенка.
* * *
Участники стоят в кругу. На слово «три» все должны хлопнуть в ладоши.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек много увидали
И не одну, а целых... пять.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два... марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А лишь с утра их повтори
Разок, другой, а можешь — ... семь.
Однажды поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать...
Ну что же приз, друзья, не брали,
Когда была возможность взять?
Игра «Я положил в мешок...»
Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие
памяти, обогащение словаря ребенка.
* * *
Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы. Каждый по очереди берет один предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок...». Следующий игрок говорит: «В мешке лежит... (называет предмет), а я кладу...». С каждым участником игры цепочка слов удлиняется.
Усложнением будет отсутствие предметов.
Много замечательных игр для детей, взрослых и всей семьи вы можете найти на сайте www.mosigra.ru.
Ведущий подводит итог: «Мы, взрослые, бываем очень озабочены подготовкой детей к школьному обучении! Мы пытаемся наших шестилетних детей учить писать, читать, считать. Для этого сажаем их за стол и учим, учим, учим... Все это нужно. Однако давайте вспомним, что дошкольник развивается в игре и подчас именно она делает его обучение привлекательным, лёгким и эффективным. Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!"